Пишем правильно
Октябрь 2015
TLDR: Пишите так, чтобы читать было не обязательно.
Неважно, как хорошо вы пишете. Интернет — не книга. У вас нет того внимания читателя, которое есть у автора книги. Открыв книгу или журнал, у читателя перед глазами только одна или две страницы с информацией. В браузере у него многостраничные результаты поиска, куча вкладок, кнопка «Назад» и опыт, который подсказывает, что если на странице сразу же нет нужной информации, то надо такую страницу быстро закрыть.
Вы должны уметь управлять вниманием читателя, чтобы он составил представление о материале или даже получил ответ на свой вопрос, просто пробежавшись взглядом по тексту.
Расставляйте акценты. Длинные тексты в интернете пользователь не читает, а просматривает. Так происходит вовсе не потому, что люди стали меньше читать или ленятся, а из-за доступности и переизбытка информации. Пользователю приходится сначала убедиться, нужную ли информацию он нашел, прежде чем приступать к чтению.
Текст очень важен. Но помимо хорошего текста вам следует подготовить для него не менее хорошую форму: быстро показать смысл, провести внимание по нужному пути, удержать интерес. Управление вниманием пользователя в интернете не менее важно, чем сам текст.
Несколько практических советов:
- У вас максимум 3 секунды, чтобы пользователь понял, стоит ли вообще начинать читать. Эти 3 секунды он потратит на беглый осмотр страницы, но не на чтение (и уж тем более не на чтение от корки до корки).
- КДПВ (картинка для привлечения внимания) в начале текста — попсовый прием, но он работает. Если ваш пост про котиков, то обязательно используйте КДПВ.
- Если пишете инструкцию, добавьте в начале статьи короткий и заметный параграф с быстрым решением, а далее переходите к подробностям. В умеренном TLDR-спойлере нет ничего плохого.
- Не делайте параграфы текста визуально более 500 пикселей по высоте. Разбивайте на подзаголовки, выделяйте жирным — структура текста должна быть понятной с первого взгляда.
- Выделение жирным ключевых слов в первом параграфе текста может серьезно помочь сделать весь текст более читаемым.
- Используйте номерованные списки 1, 2, 3, только если все пункты списка надо выполнить по очереди (как чеклист). Если в списке показаны альтернативные варианты, лучше обозначить их А, Б, В (а еще лучше — сделать переключатель для каждого варианта, очертив зону с описанием варианта так, чтобы по-вертикали она помещалась в один экран).
- Не используйте иерархию «1. а., 1. б., 2. а., 2. б.». Лучше плоской линейной структуры текста ничего нет.
- Стиль: пишите просто и не стараясь выглядеть ни деловым, ни неформальным. Пишите так, как сказали бы устно.
- Если пишете инструкцию, выделяйте жирным или курсивом названия элементов интерфейса, на которые нужно кликнуть. Это позволит читателю обойти все скучные обороты вроде «нажмите сюда, чтобы» и быстро найти решение.
- Избегайте абстракций:
«Каждое приложение может предоставлять собственный набор методов для добавления некоторых данных во фронтенды любых приложений. Например, некоторое аналитическое приложение может таким образом сформировать блок HTML-кода для отображения графика продаж на страницах сайта.»
Пишите четко и ясно:
«Хелпер — это способ вывода данных одного приложения внутри другого. Например, приложение Analytics объявляет хелпер $wa->analytics->renderSalesChart(), и затем веб-мастер вставляет его на страницу другого приложения: в описание товара в приложении Shop, в блог-пост в приложении Blog и т.д.» - «В современном мире порой так тяжело отдохнуть от городской суеты. Окунитесь в мир тишины и единения с природой в наших элитных коттеджах» — гласит приветствие на сайте загородного отеля. Так пишут для того, чтобы показать, что над текстом поработали, хотя в действительности это самое плохое, что можно было сделать с текстом. Напишите проще: «Свежий воздух», «Тихо и рядом с лесом», «Ваш приватный домик» и не забудьте добавить побольше красивых фотографий.